Менеджмент

Менеджер - это квалифицированный специалист, наемный работник, который занимается профессиональной организаторской деятельностью в структурах управления предприятия, компании; осуществляет руководство деятельностью других людей в процессе выполнения ими работы.

На волне предпринимательства и рыночной экономики за последние 15 лет в России появилось много менеджеров. Слово «manager» в переводе с английского буквально означает «управлять, заведовать, стоять во главе». Профессию менеджера принято связывать с американской системой управления, которая сложилась в конце XIX века. Хотя, строго говоря, менеджеры как руководители компаний, организаций существовали всегда.

Менеджер - это квалифицированный специалист, наемный работник, который занимается профессиональной организаторской деятельностью в структурах управления предприятия, компании; осуществляет руководство деятельностью других людей в процессе выполнения ими работы.

Менеджеры бывают трех уровней: линейные менеджеры, менеджеры среднего звена и менеджеры высшего звена. Линейные менеджеры - это младшие начальники над исполнителями, рабочими, у них может быть уровень образования, начиная от среднего. Например: мастера, заведующие отделами в магазинах, заведующие кафедрами, специалисты по продажам. Менеджеры среднего звена являются начальниками над линейными менеджерами; обычно у них есть высшее образование. В крупных организациях бывает несколько уровней таких менеджеров. Менеджерами среднего звена являются начальник отдела продаж, начальник цеха, директор филиала, декан факультета. Менеджеры высшего звена (ТОП-менеджеры) - самая малочисленная группа управленцев; у них обязательно есть высшее образование, чаще несколько. ТОП-менеджерами являются генеральный директор компании, директор завода, ректор университета.

Менеджеры отличаются и по специализации, по направлению деятельности. Менеджер по PR (Public Relations) отвечает за репутацию компании. Менеджер по развитию руководит программами по исследованиям и разработкам для развития компании. Менеджер по ВЭД (внешней экономической деятельности) анализирует спрос и предложение на внешнем рынке, отвечает за заключение внешнеторговых контрактов, за взаимодействие с таможенными и логистическими структурами. Менеджер по персоналу координирует деятельность специалистов по управлению человеческими ресурсами организации; он отвечает за организацию программ обучения, стажировок, повышения квалификации сотрудников, разрабатывает системы мотивации сотрудников. Менеджер по работе с клиентами (эккаунт-менеджер) отвечает за поддержание хороших отношений между компанией и клиентами в режиме постоянного сопровождения. Менеджер по продажам отвечает за продажи в отделении компании.

Преимущества профессии: престижная профессия; простор для творческого подхода к делу; возможность реализовать собственные амбиции; социальная значимость (личное влияние на экономические показатели эффективности, прибыль организации).

Ограничения профессии: интенсивный умственный труд; ненормированный рабочий день; психоэмоциональные нагрузки; высокая ответственность.

Плюсы профессии

1. Привлечение капитала
Бесспорно, в условиях ограниченности финансовых ресурсов актуальна проблема привлечения капитала для открытия новых предприятий. Как правило, большую часть капитальных затрат при создании новых объектов франчайзинговой компании берет на себя франчайзи.

2. Скорость развития
Франчайзинг как способ развития бизнеса значительно выигрывает в скорости. Как правило, сравнительно высокие темпы роста сети достигаются благодаря отсутствию необходимости поиска средств на капитальные затраты.

3. Трудовой ресурс
Менеджеры франшизных предприятий, как правило, работают лучше своих обыкновенных коллег. Объясняется это в первую очередь иной мотивацией: как правило, руководители франшизных предприятий - это их собственники, вложившие в открытие бизнеса немало собственных средств.

4. Удобство управления
Для эффективного управления персоналом собственной сети необходимо выстраивать пирамиду, в которой один начальник управляет командой не более 15 человек. В итоге, при огромном количестве сотрудников пирамида получается громоздкая и неповоротливая, что может затруднить развитие бренда.

Минусы профессии

1. Каждый сам за себя.
Судя по опыту, можно сказать, что российские предприниматели - и франчайзоры, и франчайзи - коренным образом искажают представление о данной модели бизнеса. Отношения между партнерами у нас характеризуются как «каждый сам за себя».

2. Некорректность планирования.
Некоторые франчайзоры склонны рассматривать операцию по продаже франшизы как обыкновенную реализацию товара. При этом в качестве наглядных материалов они часто приводят примеры из практики функционирования собственных успешных точек и используют типовые технико-экономические обоснования (ТЭО) эффективности предлагаемого бизнеса.

3. Контроль качества
Классическая проблема текущей работы - контроль над франчайзи, который является независимым хозяйствующим субъектом и часто хочет принимать решения самостоятельно, хотя его мнение, как правило, расходится с мнением франчайзора.

Соответствуют ли мои качества профессии?

Для того чтобы успешно работать по этой специальности нужно обладать многими качествами. Вот мои лучшие стороны для данной специальности: 1) Нацеленность на результат. 2) Трудолюбие, самомотивация и отдача. 3) Дисциплина и отчетность. 4) Позитивное мышление.

Но к сожалению у меня нет многих качеств для успешной работы в данной сфере, например:1) Стратегическое мышление. 2) Понимание корпоративных финансов (хотя эта проблема решаема по мере обучения).

Интервью

Для того, чтобы лучше узнать данную специальность, я пообщался с людьми, которые работают в данной сфере.
Диалог:

- Скажите, пожалуйста, что, на Ваш взгляд, вообще нужно для того, чтобы добиться успеха в бизнесе?

- Первый секрет успеха - начать бизнес в той области, которая лично вам дико нравится. Второй - попасть в точку, то есть найти свою нишу и создать такой продукт, в котором действительно нуждаются люди.

- Бизнес-интуиция - это врожденное качество?

- Нет, ее можно воспитать. Просто этим почти никто не занимается. При этом нужно учитывать важный момент: интуицию нельзя развить в себе без опыта.

- В чем, на ваш взгляд, состоит главный вызов, который бросает предпринимателю современная бизнес-среда?

- Главный вызов это фьюжн-маркетинг. Эклектика, смешение разных инструментов и приемов. Но эклектика гармоничная. Ведь когда вы приходите в ресторан паназиатской кухни фьюжн, то это не значит, что вы получите суши с майонезом и свеклой. Сочетание должно быть тонким и гармоничным. Условно говоря, азиатские соусы и европейская обжарка.

- А какие методики можно применять при проведении деловых переговоров?

- Нужно рефлексировать. Не давить, а задавать вопросы и слушать. Понять собеседника и суметь подстроиться под него - вот ваша цель. Надо говорить с человеком на его языке и использовать понятную ему систему мотивации.

© 2016, г.Лысьва, МБОУ СОШ №2 Разработчик сайта: Плотникова Наталья